«Канбан» — второй по популярности agile-фреймворк для повышения гибкости производственных процессов в России после Scrum (по данным опросов stateofagile.versionone.com). Он содержит всего шесть правил и предлагает эволюционный переход от привычного мышления к гибкому (agile) мышлению. В статье, подготовленной специально для TAdviser, канбан-тренер Сергей Дмитриев объясняет основные правила метода и разбирает типовые ошибки, которые допускают компании, решившие применить «Канбан».
Происхождение
Как и концепция бережливого производства (Lean), система канбан была разработана менеджерами Toyota. Автора системы, японского инженера Тайити Оно, вдохновил принцип работы американских супермаркетов, где покупатель сам выбирал нужные себе товары. Роль “супермаркета” в корпорации Toyota выполнил склад.
Там сигнальными карточками — а именно так дословно с японского языка переводится “канбан” — обменивались работники, собственноручно регулируя производственный процесс.
Карточки крепились к таре с деталями. На таких бирках указывалась информация о номере и количестве деталей, какой отдел их отправляет и куда они должны прибыть.

Работник, который непосредственно занимался монтажом и сборкой машин — нижний поток — забирал детали из тары, на которой был прикреплен “канбан” с запросом для склада. Карточка снималась и вместе с пустым ящиком передавалась транспортировщиком на склад. Там другой работник уже подготовил новую тару с запчастями, на которой крепился производственный “канбан” — бирка с информацией о произведенных запчастях.
Производственный “канбан” заменялся на “канбан” с запросом для склада и отправлялся на производственную линию запчастей — верхний поток. Поэтому производилось именно то количество деталей, которое указывалось в карточке. Тара с новыми запчастями относилась транспортировщикам на монтажную линию.
Подготовка задач для очереди
Задачи нельзя просто взять и сделать. Сначала их нужно сформулировать — так, чтобы исполнителям было всё понятно.
Например, заказчику нужен сайт. Для его создания нужно сделать несколько последовательных вещей: придумать дизайн, сверстать, натянуть на систему управления контентом, подготовить контент и всё протестировать. Каждая из задач требует каких-то вводных. Эти вводные нужно собрать, согласовать с клиентом, сформулировать чёткое задание:
- Каким должен быть дизайн? На что похож? Какие технические ограничения?
- Для каких страниц нужен контент? О чём он должен сообщать?
- Какие возможности нужны в системе управления контентом?
- Кто и как будет поддерживать этот сайт?
- Wekan — Open-Source kanban
- Configure Wekan Trello-like Kanban …
- Установка Wekan Open-Source kanban …
- How to Install Wekan Kanban with Nginx …
Сформулировать ответы на эти вопросы — работа менеджера. Он ходит к клиенту, общается с командой, формулирует вопросы и ответы, и в итоге у него получаются задачи для исполнителей.